Время высоких скоростей...
Слагаемые успеха



Эти данные можно найти сегодня во всех горных справочниках мира: наибольшая скорость проходки горизонтальных горных выработок в скальных породах составляет 1237, 6 погонного метра; наклонных — 1651,3 и транспортных выработок большого сечения — 1034,6 погонного метра за 31 рабочий день. А рядом с этими цифрами указано: Казахстан, город Кентау, Ачисайский полиметаллический комбинат и соответственно: 1965, 1975, 1976 годы.

Интересы развития комбината требовали всесторонней интенсификации производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда. Многое зависело и от своевременной подготовки запасов руд. Чем больше их — тем выше темпы добычи, тем больше выплавленного свинца получит страна.

К концу войны из-за недостатка сырья Чимкентский завод работал на «голодном пайке». Необходимо было срочно изыскивать резервы, укреплять сырьевую базу, прежде всего, за счет нашего комбината. На Миргалимсайском руднике намечалось развернуть громадное капитальное строительство. Мы получили современную по тем временам горную технику: электровозы, перфораторы, скреперные лебедки.

        Подземный автобус...

Усилия коллектива комбината были направлены на скорейшее освоение месторождений, совершенствование технологии производства, экономное расходование сырья и материалов, борьбу с потерями и браком. По инициативе партийной организации осенью 1947 года на таких решающих участках, как очистные и горнопроходческие работы, были созданы первые комплексные бригады. Их задачи: обеспечить выполнение всего сменного цикла — от бурения шпуров до транспортировки руды.

На руднике возникло движение за совмещение профессий. Откатчик теперь помогал крепить забой, научился управлять скреперной лебедкой или временно заменял отдыхающего бурильщика. Во главе бригад ставились квалифицированные бурильщики, хорошо знающие людей и умеющие работать с ними; все члены бригад повышали свою квалификацию в кружках техминимума, производственных школах. Передовики охотно передавали свой опыт молодежи.

Комплексная организация труда способствовала значительному увеличению числа сдельщиков, удельный вес их к общему числу работающих на руднике Ачисай за послевоенное пятилетие возрос с 59 процентов до 74,5 процента. Производительность труда поднялась в 1,5 раза. Центральный Комитет Коммунистической партии Казахстана и правительство республики постоянно заботились о развитии нашего комбината, всемерно помогали нам. В пятой пятилетке объем капиталовложений на развитие комбината значительно возрос. Был создан крупный трест Миргалимсайсвинецстрой. На него возлагались сооружение Миргалимсайской обогатительной фабрики, реконструкция и расширение Кантагинской ТЭЦ, свинцового завода и рудника Байжансай.

                                  Буровая каретка в забое...

Резко повысилась техническая оснащенность труда. Количество перфораторов на рудниках увеличилось в 1,6 раза, скреперных лебедок — в 2,3 раза, погрузочных машин — в 1,8 раза, электровозов — почти в 2 раза. Между участками, сменами и бригадами развернулось социалистическое соревнование за звание лучшего комплексного коллектива. И запевалами в нем стали коммунисты комбината : 82 процента состава партиной организации было занято непосредственно на производстве. Коммунисты работали на ведущих участках бурильщиками, проходчиками, крепильщиками, откатчиками. Вскоре многие бригады стали давать за месяц с одного блока по пять — шесть тысяч тонн руды.

Коллектив комбината внес вклад в совершенствование проходки горных выработок скоростными методами. По сути дела, вся история предприятия — это, в известной мере, постоянное наращивание скоростей в забоях с целью скорейшего освоения разведанных месторождений. Совместно с институтом Гипроцветмет мы создали и внедрили новую технологию, основанную на современной горной технике и наиболее совершенной организации труда. Это позволило довести средние показатели на проходческих работах (скорость проходки и производительность труда) до экономически целесообразного уровня, обусловленного большими затратами на борьбу с водой, сравнительно невысоким содержанием металла в руде.

Мы гордимся тем, что наш комбинат стал ведущим предприятием горнорудной промышленности страны в разработке и внедрении скоростных проходок. Их показатели почти вдвое превышают достигнутые на других аналогичных предприятиях. Разумеется, всему этому предшествовала длительная и напряженная работа многотысячного коллектива и прежде всего горняков Ачисая. Начнем с того, что нам пришлось вести серьезную борьбу за сам рудник. Дело в том, что интенсивная отработка запасов Турланского месторождения в годы войны и недостаточный объем геологоразведочных работ на соседних площадях поставили Ачи-сай в тяжелое положение. Разведанные запасы обеспечивали работу рудника на три — четыре года, а добыча богатых окисленных цинковых руд была приостановлена из-за того, что не была разработана технология их обогащения. Все громче стали раздаваться голоса о свертывании разведочных и эксплуатационных работ на руднике.

Однако геологи комбината и ряд ученых верили в Ачисай, в возможности выявления новых залежей на флангах и более глубоких горизонтах Турланского месторождения. Они настойчиво защищали идею дальнейшего расширения поисково-разведочных работ.

                                                 Маркшейдеры в забое.

Борьба была нелегкой, но подтвердила правоту тех, кто верил в перспективы Ачисая. Это геологи Иван Иванович Князев, Глеб Дмитриевич Ажгирей, Александр Михайлович Мочалов, Михаил Иванович Харитонов, Владимир Иосифович Степанов, Юрий Леонович Шнейдер, Василиса Андреевна Затолокина и другие. Среди тех, кто отстаивал Ачисай, верил в его будущее, был и академик Каныш Имантаевич Сатпаев. Их заботами рудник продолжал давать свинцовую и свинцово-цинковую руду вплоть до 1967 года. Последние двенадцать лет коллектив успешно работает на новом минеральном сырье — окисленных цинковых рудах. Технология их переработки впервые в Советском Союзе была освоена именно здесь.

На примере рудника Ачисай особенно видны те разительные перемены, которые произошли в жизни людей за полвека. Но одно осталось неизменным в коллективе, чем могут гордиться ачисайцы и что стало доброй традицией всего нашего предприятия,— это любовь к своей тяжелой, но благородной профессии, к творческому созидательному поиску, ответственность за порученное дело. Недаром на Ачисае продолжателями дел отцов и дедов становятся их сыновья и внуки, а славные шахтерские традиции передаются из поколения в поколение. Рудник был долгие годы кузницей кадров для всего нашего комбината, особенно когда стало осваиваться Миргалимсайское месторождение.

И нет ничего удивительного в том, что дружный коллектив ачисайцев выступил инициатором скоростных проходок на комбинате. Еще в пятидесятых годах здесь началась проходка горизонтальных горных выработок со скоростью свыше 50 метров в месяц. Зачинателем этого движения стал бригадир проходческой бригады В. Черепанов. Его личная инициатива, научная организация труда позволили уже в ближайшее время добиться месячной проходки штрека в 80 метров. Опыт В. Черепанова был перенят другими бригадами комбината.

В 1956-—1957 годах разрабатывалась технология и велась деятельная подготовка к выходу на 100-метровый рубеж. Следующий год стал переломным: в феврале бригада И. Жоглова — ученика В. Черепанова —прошла одним забоем 228 метров, а в марте —253 метра. В апреле скорость проходки была доведена до 452 метров. Таким образом, был установлен новый всесоюзный рекорд скоростной проходки горизонтальных горных выработок одним забоем — первый рекорд горняков Ачисайского полиметаллического комбината.

Надо сказать, что у скоростных проходок были и свои противники, видевшие в них лишь ненужную погоню за рекордами. Кому, дескать, все это нужно? Начальству? А ведь рудник и без того выполняет план.

Так ли это? Нет! Большие скорости в нашем деле нужны не сами по себе, а для того, чтобы быстрее добраться до рудного тела, дать больше металла стране. На работу, проделанную во время скоростной проходки шестьдесят четвертого года за один месяц, затрачивалось до этого минимум два года. Экономия от ускоренной добычи из рудного пласта составила почти 600 тысяч рублей. Нетрудно представить, сколько свинца и цинка получила страна дополнительно. Кроме того, так называемые накладные расходы на электроэнергию, транспорт и т. д. при скоростной проходке амортизируются не за два-три года, а всего лишь за два-три месяца. Разница, как видите, существенная! Вот почему уже в то время горняки комбината ясно представляли, что без подобных рекордов немыслимо движение вперед.

Добрый почин ачисайцев подхватил коллектив рудника Миргалимсай. К началу шестидесятых годов тут создалось трудное положение, вызванное обильным притоком подземных вод. Вся руда была выбрана вокруг ствола. Осталась она только на флангах, на сравнительно большой глубине, и если пробиваться сюда обычным путем, то потребовалось бы два-три года. Подготовленные же выработки позволяли разрабатывать не более 10 процентов всех запасов месторождения. Вот такая сложилась ситуация: у руды и без РУДЫ.

Необходимо было изучить уже накопленный опыт, создать и внедрить новые методы скоростной проходки. Это был единственно правильный выход, открывающий путь к руде. Потребовалось техническое перевооружение всего проходческого комплекса. Совершенствование и модернизация проводились силами и средствами комбината.

Внесение в 1961 году в технологию ряда изменений — модернизация погрузочной машины, применение большегрузных транспортных средств, новой буровой техники и более мощных взрывов — позволило бригаде Михаила Руснака пройти одним забоем в апреле 522,3 погонных метра и в мае —595,7.

Стало ясно, что, улучшив механизацию погрузки отбитой горной массы — самой трудоемкой операции проходческого цикла, мы сможем добиться дальнейшего увеличения скорости проходки горизонтальных выработок.

В 1963 году был разработан более усовершенствованный проходческий комплекс высокопроизводительного самоходного оборудования. Одновременно инженерно-технические работники и новаторы производства реконструировали погрузочную машину. Горная масса при проходке горизонтальных выработок убиралась теперь одним заходом. Дела пошли еще лучше. В апреле 1963 года бригада Сергея Малкина прошла одним забоем уже 804 погонных метра откаточной выработки.

Напряженно работала творческая мысль. Велось дальнейшее совершенствование оборудования и механизмов. Так был создан новый проходческий комплекс, коренным образом изменивший технологию уборки взорванной массы. Теперь она без «перевалки» непрерывно транспортировалась из забоя прямо в вагонетки. Новый комплекс включил модернизированную погрузочную машину (производительность ее возросла на 30 процентов) и секционный конвейер-перегружатель.

И вот результат: в июне 1964 года бригада Николая Кулеша прошла одним забоем за 31 рабочий день 1192,2 погонного метра. В июле 1965 года установлен мировой рекорд: 1237,6 погонного метра горизонтальной горной выработки за 31 рабочий день. Производительность труда на человека в смену составила 9,98 кубометра.! Таких показателей ни наш комбинат, ни другие родственные предприятия еще не знали. В 1965 году за разработку и внедрение новых методов скоростных проходок горизонтальных горных выработок на руднике Миргалимсай группа рабочих, инженеров и техников комбината была удостоена Ленинской премии. Звания лауреатов получили М. И. Харитонов, И. Г. Тараканов, И. Ш. Коган, В. Б. Рабиль. Б. Ф. Еремин, В. П. Иванов, А. Ф. Нивин, А. К. Кульманов, Н. С. Швец, П. С. Кулеш,Н А. Абрамов, С. X. Малкин.

Мировой рекорд не был случайным. Он стал прямым результатом внедрения комплексной механизации во все производственно-технические процессы, целого ряда различных приспособлений и механизмов и, конечно же, научной организации труда.


Профессия — скоропроходчик


С годами на комбинате скоропроходчиков становилось все больше. Уже не единицы, а десятки бригад успешно трудились по новому прогрессивному методу. Проходчики Ачи-сая боролись за экономию каждой минуты, каждой секунды рабочего времени. Это было особенно характерно при проведении рекордных проходок. Продолжительность каждого цикла составила в среднем 65 минут. Средняя скорость проходки за сутки достигла 39,9 метра, а максимальная — 46,6 метра. Это и сегодня составляет более чем полумесячную среднюю скорость проходки по горнорудной промышленности страны.

Позволим себе привести еще несколько характерных, на наш взгляд, цифр. Если среднее время проходческого цикла в стране составляет от 7 до 14 часов, то в Кентау — 3,1 часа. Если максимальные скорости бурения различными станками колеблются от 6 до 26 метров в смену, то на нашем комбинате — 60 метров, а лучшие бурильщики комбината бурят станками БСМ свыше ста метров в смену.

Экономический эффект налицо. Ведь только стоимость проходки одного погонного метра выработки снизилась на 13,2 рубля. Но было бы неверно ограничиваться только сэкономленными рублями. Главное — люди, овладевшие техникой, уверовавшие в новое дело. Вот что, например, говорит по этому поводу один из лучших горных мастеров комбината Утебай Исабеков, удостоенный высокого звания Героя Социалистического Труда: «Помню, сколько споров, толков было вокруг скоростных... И сейчас каждая скоростная — это умение, прекрасное владение техникой, полнейшая собранность, дисциплинированность, творчество... Не скажу, что идея больших проходок зародилась у нас на Миргалимсае. Она восходит к довоенным пятилеткам, имеет богатую историю. Изучив опыт скоростных проходок на многих рудниках Союза и за рубежом, в особенности опыт северочешских горняков, ачисайцы создали принципиально новые проходческие комплексы оборудования, разработали наиболее совершенную организацию труда. Мы подхватили идею и, развивая ее творчески, привели к блестящему воплощению — мировому рекорду проходки. Но нам нужна не слава, а руда. Скоростные проходки позволяют решать сложные технические проблемы, внедрять новую горную технику, самоходное оборудование. Помним, несколько лет назад кое-кто стал беспокоиться, мол, запасы полиметаллической руды в Кентау истощились, кладовые опустели... Случись такое в капиталистической стране, наступила бы катастрофа. Закрылись бы шахты, сотни семей были бы выброшены на улицу. У нас, если бы опасения даже подтвердились, шахтеры не остались бы без дела. Но мы верили, чувствовали: кладовая наша довольно богата. И когда был пройден штрек четвертого горизонта Сонкульсайского блока, наши предположения оправдались: мы открыли новый подземный «фронт».

Техническое перевооружение проходческих работ, начатое в 1957 —1965 годах, шло успешно, 1967-ой стал годом коренного перелома и значительного роста скоростных проходок. Совместными усилиями инженерно-технических работников и новаторов производства был создан универсальный комплекс, состоящий из более совершенных машин: погрузочной, конвейера-перегружателя и других, позволяющих резко повысить темпы проходки в различных горно-геологических условиях. Передовые бригады уверенно выходили на новые рубежи. Так, бригада лауреата Ленинской премии Н. С. Швеца за пять месяцев 1972 года прошла по крепким породам 930 метров откаточной горной выработки. Производительность труда составила 8,3 кубометра на человека в смену, вместо 3,5 по норме. Проходка велась в три смены при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями: бригада состояла из двенадцати проходчиков, трех машинистов электровоза и трех дежурных слесарей, которые выполняли все вспомогательные работы.

                            Так вывозится руда.

Используя передовой опыт, умело маневрируя техникой, бригада И. П. Марковича на том же Миргалимсайском руднике прошла за 1971—1972 годы в сложных геологических условиях свыше 3000 метров откаточных горных выработок. Производительность труда возросла до 11,35 кубометра на каждого проходчика. Бригада состояла из девяти рабочих — шести проходчиков и трех машинистов электровоза. Трудились они в три смены всю пятидневку.

В июне 1971 года бригада И. П. Маркевича (восемь проходчиков и четыре машиниста) прошла за месяц 251 метр, достигнув наивысшей в горнорудной промышленности страны производительности — 17,2 кубометра на человека в смену. При этом все вспомогательные работы: наращивание водовоздушных и вентиляционных магистралей, настилка временных рельсовых путей, профилактический осмотр оборудования, транспортных средств и т. д.— вели сами члены бригады. Успех был достигнут за счет совмещения операций проходческого цикла во времени, полной ликвидации маневровых работ в забойной зоне, синхронности действий каждого звена, полной механизации уборки горной массы и ликвидации простоев.

Это всего лишь отдельные штрихи из трудовой биографии комбината, его борьбы за высокие скорости и производительность труда.

Наши горняки показали на практике огромные возможности сокращения сроков строительства рудников, быстрого вскрытия и освоения новых месторождений, горизонтов и рудных залежей.

На руднике Миргалимсай средняя скорость проходки горизонтальных выработок возросла более чем в 5 раз, на Западном — в 3,5, а шахтостроители, в 2,2 раза увеличив среднюю скорость проходки, научились проходить горные выработки в сложных гидрогеологических условиях со скоростью 150—300 погонных метров в месяц.

Большие успехи в годы семилетки (1959 — 1965) были достигнуты обогатителями. Так, на Миргалимсайской фабрике, являвшейся в то время самой крупной на комбинате, благодаря реконструкции, усовершенствованию технологии переработки руд, внедрению стадиальных схем с доизмель-чением промышленных продуктов, механизации и автоматизации производственных процессов и ряду других важных факторов, выпуск свинцового концентрата увеличился почти в два раза. Крупным успехом кентауских обогатителей следует считать освоение новой технологии флотации свинцовых руд Миргалимсайского месторождения.

0

                                            Кентауская обоготительная фабрика.

Серьезные работы были проведены на фабрике с целью максимального исключения ручного труда. Основные операции технологического процесса: регулирование подачи руды в мельницы и плотности слива классификатора, закачка реагентов из корпуса приготовления на дозировочную площадку, разгрузка сгустителей и подача сгущенного продукта в ванны вакуум-фильтров и целый ряд других операций — были автоматизированы. В итоге — производительность труда на предприятии за семилетку выросла на 64 процента.

С первых месяцев семилетки бурное развитие получил Западный рудник, выросший на базе Баялдырского, но во много раз превысивший его производственную мощность. В 1963 году была введена в эксплуатацию шахта Скиповая Миргалимсайского рудника, затем освоена первая очередь Кентауской обогатительной фабрики и новое Баялдырское хвостохраннлище. В это же время было закончено и строительство железной дороги Туркестан — Кентау с широкой колеей.

Объем добычи и переработки руды за семилетку вырос в целом по комбинату в 2 раза, а выпуск товарной продукции — на 73 процента. Особенно быстро развивалась кентауская группа предприятий на базе Миргалимсайского месторождения.

Больших производственных успехов достиг комбинат в восьмой пятилетке: в 1967 году Ачполиметаллу было присвоено звание «Предприятие высокой культуры». Коллектив комбината досрочно, к 28 октября 1970 года выполнил пятилетний план по выпуску продукции. За пятилетие, по сравнению с 1965 годом, рост выпуска валовой продукции составил 69 процентов, производительность труда выросла на 64 процента, т. е. весь прирост продукции практически обеспечен без роста численности рабочих.

Сверх плана добыто и переработано сотни тысяч тонн руды, десятки тысяч тонн свинцовых и баритовых концентратов, реализовано дополнительно большое количество товарной продукции.

За досрочное выполнение коллективом комбината заданий пятилетки по производству свинцового концентрата и баритовой продукции, внедрение новой технологии добычи руды с применением высокопроизводительного самоходного оборудования и организацию скоростных проходок 132 рабочих, инженеров и служащих комбината были удостоены высоких правительственных наград, из них орденом Ленина было награждено 4 человека, орденами Октябрьской Революции — 9 человек, Трудового Красного Знамени — 36 человек, «Знак Почета» — 45 человек, медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» — 38 человек, звание Героя Социалистического Труда присвоено почетному горняку забойщику рудника Миргалимсай Нурмахану Камалову. Столь высоко страна оценила заслуги трудящихся комбината перед Родиной.

Ачисай - первенец металлургии Южного Казахстана

История Ачисая

В самые древние времена в Ачисайской долине, расположенной в районе Турланского перевала, человек начинал осваивать ее недра. В 60 километрах северо-восточнее города Туркестана первые рудокопы с помощью каменных молотков и рубил добывали окисленную руду, из которой выплавляли свинец, серебро и железо. Выработки имели иногда протяженность до 120 метров. Обычно они пересекались с естественными подземными пещерами. Судя по остаткам руды на стенках и шлакам, в то время на Турланском месторождении добывались исключительно богатые руды.
Шли годы, одно поколение сменялось другим…
Подобно смерчу прокатились по Азии свирепые орды Тамерлана. Жестокий, расчетливый и дальновидный повелитель, стремясь закрепить свое господство над завоеванными народами, начал строить в Туркестане, в Самарканде и других городах Средней Азии мечети-памятники, используя для их украшения краски из свинца, выплавленного в Ачисайской долине. Выдающийся геолог, впоследствии академик, К.И. Сатпаев, в докладной записке в Главметалл ВСНХ отмечал тогда: «;..Несомненно, что Турланское месторождение, находясь в 60 километрах от столицы Тамерлана – нынешнего города Туркестана, уже разрабатывалось в ;;;; столетии, и, вероятно, свинец этого месторождения и послужил материалом для создания великолепной изразцовой мозаики, украшающей старинную мечеть Азретсултана».
В России впервые узнали о богатствах Ачисайского месторождения около 300 лет назад. В одном из трудов Императорского общества истории древностей российских, в частности, говорится: «…заводчикам и купцам российским следует помнить, что в азиатских горах Каратау свинца вдоволь и серебро есть возможно».
В 1697 году сыном боярским из Тобольска Семеном Ремезовым была составлена «Чертежная книга Сибири», в которой помещена карта «Чертеж земли всей безводной малопроходимой степи». На карте между реками Сырт (Сырдарья) и Чуй (Чу) показаны города Карнак (ныне село Атабай) и Сусак (Созак). Между ними была нарисована гора и сделана надпись: «камень свинец плавят». Карта указывает на то, что свинцовые руды Ачисая были широко известны уже в ;VII веке.
В 1735 году исследователь П.П. Иванов в кратком историческом очерке «К истории развития горного промысла в Средней Азии» приводит слова ташкентского купца Нур-Мухамеда, записанные в городе Уфе: «В Ташкентском и Туркестанском владениях довольно железа, кое копают в горах, а наипаче на реке Чирчике. Медь привозят из Самаркандской стороны и продается она дешевой ценою. Свинца вблизи Туркестана великое множество, где всяк, кому надобно, берет и льет пули…». Сведения о Турланском (Ачисайском) свинцовом месторождении содержались также и в отчете «Поездка Поспелова и Бурнашева в Ташкент в 1800 году».
В процессе вхождения Казахстана в состав России, особенно во второй половине прошлого столетия, началось промышленное освоение свинцовых руд Турланского месторождения. Этим же временем помечены и первые научные описания геологических особенностей добычи, обогащения и металлургической переработки руд месторождений Каратау. Так, относящиеся к 1865 году краткие сведения о геологии Турланского месторождения содержатся в отчетах русского путешественника Фрезе, 1867 годом датируются материалы исследований полковника Полторацкого и геолога Романовского.
По свидетельству горного инженера А.С. Татаринова, посетившего в 1865 году аул Карнак вблизи Ачисая, выплавка свинца велась здесь самым примитивным способом. Вырабатывались, главным образом, богатые руды. Большинство металла терялось в шлаке.
Вскоре после присоединения края к России царское правительство строжайшим образом запретило коренному населению выплавлять свинец, объявив его продажу военной контрабандой. Для нужд русских войск в Средней Азии требовалось все больше свинца. Доставлять его за тысячи километров было дорого, да и долго. Обозы со свинцом тянулись с Алтая и Урала неделями и месяцами. Поэтому царское правительство вынуждено было пойти на сделку с оренбургским купцом Первушиным, купившим бездействующий рудник за 200 рублей серебром.
Используя дешевую рабочую силу, Первушин построил две небольшие шахты и заводик, выплавлявший за сутки… девять пудов свинца. А всего за 1867-1870 годы это «предприятие», сооруженное без каких-либо проектов и соблюдения правил техники безопасности, дало 800 пудов металла. Скоро заводик Первушина потерпел крах.
На смену Первушину пришел другой делец, которому не давали покоя сокровища Ачисая. В начале 80-х годов прошлого столетия казалинский купец Н. Иванов ревностно взялся за разведку и эксплуатацию рудных богатств Туркестана. Но и у него не хватило ни сил, ни капитала для такого огромного дела. И вот плачевный итог: 375 тонн свинца за девять лет!
После Иванова хозяином Ачисая стал некто Бабатай Хасанов, получивший разрешение от туркестанского генерал-губернатора на выплавку свинца для нужд военного ведомства. Хищнически разрабатывая наиболее богатые руды, он продержался несколько лет, а затем вынужден был, как и его незадачливые предшественники, отказаться от столь дорогого предприятия. Рудник поступил в государственную казну для продажи с торгов.
Накануне империалистической войны доля России в мировом производстве свинца составляла мизерную цифру 0,01 процента. Это не могла не беспокоить царское правительство, которое лихорадочно готовилось к войне. Оно пошло на такой рискованный шаг, как выдача ссуд владельцам свинцовоплавильных предприятий. Один за другим сменялись хозяева Ачисая, но положение с добычей руды и выплавкой металла оставалось без каких-либо существенных изменений. С 1915 года вплоть Октябрьской социалистической революции 1917 года здесь безраздельно хозяйничал английский концессионер Лесман, который нещадно эксплуатировал рудокопов-казахов.
За пятьдесят дореволюционных лет из руд Ачисая было выплавлено всего около 500 тонн свинца, но память об этих годах надолго осталась у тех, кто испытывал на себе всю тяжесть бесправного изнурительного труда. Старейший житель поселка Ачисай Мусабай Борсыкбаев, который в детстве работал у купца-заводчика Иванова, вспоминая то мрачное время, говорил: «Свинец Ачисая подавлял своей тяжестью человеческую жизнь, угнетая и порабощая народ».

Ачисай – первенец горно-металлургической отрасли Южного Казахстана

16 марта 1918 года постановлением Совета народных комиссаров Туркестанской республики были национализированы рудник и свинцово-плавильный завод в Ачисае.
В этом же году (12 октября) Туркестанский уездный совнархоз заслушал на специальном заседании доклад комиссии о состоянии свинцовоплавильного завода и рудника. Выяснилось, что для их нормальной работы не хватает квалифицированных кадров и топлива. Совнархоз обратился к советским органам с просьбой направить на завод мастеров, помочь в заготовке 25 тысяч тонн угля и трех тысяч пудов нефти. Помощь была оказана, и завод начал работать. К концу года удалось выплавить 130 пудов свинца. В 1919 году выплавка составила уже 2440 пудов.
После трудных лет гражданской войны и разрухи, на повестку дня был поставлен вопрос о создании собственной цветной металлургии, которой практически не было в царской России (в 1913 году вся страна выплавляла в год всего лишь 1520 тонн свинца и 2917 тонн цинка). А ведь эти металлы нужны были для энергетической, электротехнической, химической, машиностроительной, полиграфической, оборонной и других отраслей промышленности.
Казахстану отводилась главная роль в создании сырьевой базы цветной металлургии и в первую очередь в добыче меди, свинца и цинка. 1927 год – знаменательная для Ачисая дата, год начала создания первенца цветной металлургии в Южном Казахстане. К этому времени усилиями первых советских геологов под руководством И.И. Князева, Н.В. Колеватова и К.И. Сатпаева на Ачисае были выявлены значительные по тем масштабам запасы богатых свинцовых руд.
Учитывая промышленное значение Турланского месторождения, 24 августа 1927 года Президиумом ВСНХ СССР под председательством В.В. Куйбышева было принято постановление о создании на его базе нового свинцового предприятия. После длительной консервации, вызванной гражданской войны и послевоенной разрухой, на Ачисае приступили к восстановительным работам. С этого времени началась история советского Ачисая – родоначальника Ачисайского полиметаллического комбината. 2 августа 1929 года Совет труда и обороны утвердил пятилетний план развития цветной металлургии. В этом историческом для нашей республики документы было указано, что с сохранением на ближайшие годы роли Урала как главного центра медной промышленности, основная база цветной металлургии перемещается в Казахстан.
Надо отметить, что в 1928 году потребность страны в собственном свинце удовлетворялась лишь на 2,5 процента. Поэтому исключительно важное значение приобретало постановление бюро Казкрайкома ВКП (б) «О задачах парторганизации Казахстана по развитию цветной промышленности» (1929 год), в котором предусматривалось строительство горно-металлургических предприятий.
С конца двадцатых годов Ачисай все уверенней развивал производство, расширялись масштабы горнодобывающих работ. 1928 год – заложена новая Каракенсайская шахта, 1930 – началась проходка знаменитой штольни №5, которая должна была 1100-метровым тоннелем соединить площадку рудника Ачисай с Каракенсайской шахтой.
Сходство Ачисая и Каракенсая в геологическом отношении позволило высказать смелое предположение о том, что они составляют единое крупное месторождение, обладающее исключительно высоким качеством руд. Эта гипотеза полностью себя оправдала: в последующие годы на Турланском месторождении было выявлено более 60 рудных залежей.
Крупные запасы руды, выявленные на Ачисае в процессе геологоразведочных работ, и большие перспективы разработки этого месторождения дали основания для проектирования крупного горно-металлургического комбината. Разработка проекта была поручена институту Гипроцветмет. Предусматривалось строительство Ачисайского рудника, обогатительной фабрики, Чимкентского свинцового завода, узкоколейной железной дороги Туркестан – Ачисай и комплекса вспомогательных объектов: электростанции, механического цеха, водопровода и т.д.
Сооружение комбината Казполиметалл (первоначально - Средазполиметалл) нельзя, естественно, рассматривать вне связи с общим курсом индустриализации всей страны. На VII Казахстанской краевой партийной конференции был принят новый вариант пятилетнего плана: капиталовложения в промышленность республики увеличивались в 3,7 раза. Наиболее высокими темпами должны были развиваться угольная и нефтяная промышленность, а также цветная металлургия. Среди крупнейших строек Казахстана, таких, как Карагандинский угольный бассейн, нефтепромыслы Эмбы, цинковый завод в Риддере, химический комбинат в Актюбинске, был и Ачисай.

Годы индустриализации

Придавая огромное значение быстрейшему вводу в эксплуатацию комбината, Совет труда и обороны в июле 1931 года объявил стройку Средазполиметалла ударной. Это вполне понятно, если учесть, что комбинат должен был стать самым крупным в Советском Союзе производителем свинца.
Характерно, что в 1932 году из 604 человек, занятых на руднике, рабочие-казахи составляли 75 процентов. Так родился в нашем глухом краю один из передовых отрядов рабочего класса республики. Это было большим политическим ударом по всем пессемистам, утверждавшим, что проблема формирования рабочего класса в Казахстане неразрешима и, следовательно, дело индустриализации обречено на провал. Создание национального рабочего класса в Казахстане, в том числе и в Ачисае, явилось крупной победой национальной политики дружбы народов.
Частью трудовой биографии Ачисая стала Туркестанская горнозаводская железная дорога (ТГЖД). Она связывала поселок Ачисай со станцией Туркестан, находящейся на главной магистрали. Проект узкоколейки разработал трест Трансстрой, строительство было начато в 1930 году. Это был трудный период индустриализации. Стране не хватало транспортных средств, оборудования, которые в основном покупались за границей. Но, несмотря на это, уже в 1929 году государство выделило на эту стройку 8 первых советских грузовиков и 3 автомобиля «Форд». Железнодорожной ветки Туркестан-Ачисай была принята в эксплуатацию в январе 1934 года. Несмотря на небольшую протяженность (100 км), она имела 135 искусственных сооружений из-за сложности рельефа местности.
Имея в начале тридцатых годов всего лишь один гусеничный трактор, несколько старых автомашин и маломощные двигатели по 12-18 лошадиных сил каждый, ачисайцы за три с небольшим года проложили и пустили в эксплуатацию железную дорогу, завершили строительство Ачисайской обогатительной фабрики, прошли ствол шахты Каракенсайская, 1100-метровую штольню, подготовили и ввели в эксплуатацию большую забойную площадь месторождения. В 1939 году горняки получили на вооружение перфораторы (до этого бурение велось вручную).
В скором времени дала ток дизельная станция мощностью 600 лошадиных сил (до этого источником энергоснабжения Ачисая были маломощные нефтяные двигатели), форсировались сооружение центральной электростанции в Кантагах и прокладка линии электропередачи Кантаги – Ачисай. Конную тягу на шахтном подъеме ствола заменила первая подъемная электрическая лебедка. Перфораторное бурение позволило резко ускорить темпы проходки горных выработок.
В сентябре 1934 года приказом наркома тяжелой промышленности С. Орджоникидзе трест Казполиметалл был разукрупнен на три самостоятельных предприятия: Ачисайский полиметаллический комбинат, Чимкентский свинцовый завод и Кансайское рудоуправление. А накануне 15 летнего юбилея Советского Казахстана государственная комиссия подписала акт о приеме в эксплуатацию предприятий комбината, куда вошли пять рудников: Ачисай, Каракенсай, Кантаги, Карасай, Сулеймансай, а также обогатительные фабрики – Ачисайская и Кантагинская. Самым мощным рудником был Ачисай, поэтому главное внимание уделялось именно ему.
 К концу 1936 года рудник Ачисай достиг своей проектной мощности, за последующие два года производительность труда возросла по добыче в 7,6 раза, по проходке – в 2,3 раза. Этому способствовали завершение механизации в шахтах, прогрессивная система разработки месторождений и стахановское движение среди рабочих основных профессий... 
 

Вверх